Словарь терминов
Словарь терминов
Франча́йзинг – форма взаимовыгодного
партнерства между крупными успешными компаниями и малым бизнесом.
По договору
франчайзинга успешная компания (франчайзер) предоставляет стороннему предпринимателю (франчайзи) за определенную плату (вступительный взнос и роялти) право организовать и вести собственный бизнес от имени компании-франчайзера, используя ее успешную торговую марку, бизнес-технологии и консультационную поддержку компании-франчайзера. Это право ведения бизнеса от имени компании-франчайзера называется франшиза.
Пример.
Успешная компания-франчайзер, обладающая сетью кофеен известной торговой марки предлагает предпринимателю купить франшизу
кофейни и открыть свою собственную кофейню под этой торговой маркой.
Дополнительно к праву использования торговой марки компания-франчайзер предоставляет предпринимателю-франчайзи свою помощь в организации и управлении франчайзинговой кофейни: франчайзер помогает найти, оформить в фирменном стиле и соответственно оборудовать подходящее помещение, обучает персонал, дает список проверенных поставщиков продуктов или снабжает кофейню сам, оказывает предпринимателю-франчайзи консультационные услуги по успешному ведению этого бизнеса.
Предприниматель-франчайзи вкладывает собственные средства в открытие франчайзинговой кофейни и регулярно отчисляет компании-франчайзеру часть своей прибыли. Франчайзи обязуется соблюдать все фирменные стандарты работы компании-франчайзера.
Для компании-франчайзера франшиза – это возможность:
- без больших вложений расширить географические границы своего бизнеса;
- увеличить объем продаж, а значит и прибыль;
- повысить узнаваемость торговой марки, а значит и конкурентоспособность;
- получать дополнительный доход от вступительных взносов и роялти.
Для предпринимателя-франчайзи франшиза – это возможность купить готовый бизнес, так как франчайзи получает:
- зарегистрированную и раскрученную торговую марку;
- готовую бизнес-концепцию;
- все бизнес-технологии и ноу-хау франчайзера;
- помощь франчайзера в организации и ведении франчайзингового бизнеса, включая обучение персонала и рекламную поддержку;
- скидки от корпоративных поставщиков.
Некоторые компании-франчайзеры в России: сеть магазинов одежды «Провокация», сеть кафе-морожениц «33 пингвина», сеть салонов красоты «Пальчики». Компании-франчайзеры мирового масштаба: сеть ресторанов быстрого питания «Subway», «МcDonalds».
Франшиза в понятии франчайзинга представляет собой право организовать и вести бизнес от имени действующей успешной компании-франчайзера, право использовать ее торговую марку и проверенные бизнес-технологии, а также возможность получать консультации по успешному ведению этого бизнеса от специалистов компании-франчайзера.
Пример. Частное лицо, обладающее собственными или заемными капиталом или площадями желает организовать свой бизнес, но не знает - какой и как. Организовывать свой бизнес без начальных знаний и опыта – очень рискованно. Франшиза же дает возможность открыть свое собственное предприятие, самостоятельно управлять им и получать прибыль в свой карман, официально используя чужой опыт и известную торговую марку.
Потенциальный предприниматель может сравнить предложения на рынке франшиз и выбрать то, что ему более подходит. Наример, магазин модной женской одежды известной торговой марки, уже завоевавшей популярность покупательниц.
Предприниматель решает купить франшизу и инвестирует средства в открытие фирменного магазина женской одежды. Компания-франчайзер помогает предпринимателю, ставшему франчайзи, оборудовать и открыть магазин, снабжает магазин фирменной продукцией, заботится об имидже торговой марки и рекламе.
Франшиза – это, по сути, возможность купить готовый бизнес. Обычно франшиза, в зависимости от сферы бизнеса, включает в себя пакет тех или иных правоустанавливающих документов, призванных обеспечить предпринимателю-франчайзи возможность построить успешный бизнес:
- оценка потенциальной рентабельности и прибыльности франчайзингового проекта в конкретных условиях (оценка спроса на продукцию/услуги и предложения поставщиков в регионе, конкуренции, затрат, вероятных доходов и т.п.);
- помощь в подборе подходящего помещения под франчайзинговое предприятие;
- помощь в оформлении и оборудовании помещения;
- помощь в обучении персонала франчайзингового предприятия;
- рекламная поддержка;
- консультации по вопросам экономического и юридического характера;
- помощь в привлечении проверенных поставщиков или снабжение франчайзингового предприятия необходимыми товарами, материалами и т.п.,
- помощь при проведении контроля качества производимой продукции или работ.
Купить франшизу может как отдельный предприниматель, так и компания уже ведущая аналогичный бизнес, но желающая развивать его, используя преимущества франчайзинга .
Пример.
Действующий салон красоты, который утрачивает свою прибыльность, может обрести свою вторую жизнь под торговой маркой какой-нибудь успешной сети салонов красоты. Владелец магазина решает купить франшизу, так как франшиза успешного бренда дает существенные преимущества: клиентскую базу, экономию на скидках на фирменную продукцию и т.п..
Франчайзер – компания, развивающая свой бизнес, применяя франчайзинг.
– компания, развивающая свой бизнес, применяя .
Компания-франчайзер увеличивает количество своих фирменных предприятий за счет средств сторонних инвесторов (партнеров-франчайзи), передавая им в обмен на установленную плату ( вступительный взнос и роялти ) право вести их собственный бизнес от имени компании-франчайзера. При этом компания-франчайзер снабжает их подробными инструкциями по ведению этого бизнеса и оказывает всестороннюю поддержку для достижения успеха в этом бизнесе.
Пример.
Компания-производитель мороженого открыла собственную фирменную мороженицу. Бизнес имел успех и компания открывает еще несколько собственных морожениц под своей торговой маркой. Компания решает дальше развивать свой бизнес, применяя франчайзинг. Специалисты компании описывают все бизнес-процессы от А до Я и готовят пакет необходимых документов по открытию фирменной мороженицы для своих потенциальных партнеров. Так создается франшиза – готовая бизнес-модель.
Далее компания предлагает другим предпринимателям-инвесторам воспользоваться своим накопленным опытом за определенную плату, т.е предлагает им купить франшизу (купить готовый бизнес, в котором все уже придумано и проверено опытом и временем).
Предпринимателям, купившим франшизу и ставшим партнерами- франчайзи , компания-франчайзер помогает открыть новую мороженицу: помогает выбрать подходящее помещение, подобрать необходимое оборудование, оформить в фирменном стиле, обучить персонал франчайзинговой мороженицы, снабжает фирменной продукцией – мороженым и упаковкой, обеспечивает рекламу торговой марки и торговой точки, обучает управлению этим бизнесом.
При этом инвестирует средства во франчайзинговую мороженицу сам партнер-франчайзи. Также франчайзи обязуется соблюдать все оговоренные договором франчайзинга фирменные стандарты работы франчайзера и заботиться о сохранении положительной репутации его торговой марки, а также регулярно отчислять франчайзеру определенный процент от прибыли франчайзинговой мороженицы.
Выгода компаннии-франчайзера:
- не затрачивая больших средств, франчайзер может увеличить количество своих фирменных предприятий;
- за счет заказов франчайзинговых предприятий увеличивается объем продаж;
- с количеством фирменных предприятий растет узнаваемость и конкурентоспособность торговой марки;
- франчайзер увеличивает свой доход за счет получения вступительных взносов и роялти от своих франчайзи.
Обычно, надежная компания-франчайзер обладает следующими данными:
- успешный и устойчивый бизнес, проверенный временем;
- зарегистрированная торговая марка;
- продукция или услуги компании уже завоевали популярность у покупателей;
- некоторое количество собственных предприятий;
- некоторое количество успешно действующих франчайзинговых предприятий;
- тщательно разработанная и проверенная на опыте и временем франчайзинговая программа (правила открытия франчайзингового предприятия).
К сожалению, на рынке встречаются и недобросовестные компании, которые в погоне за выгодой создают и предлагают купить их франшизу, не обладая для этого достаточным опытом. Партнеры-франчайзи таких компаний-франчайзеров вкладывают свои средства в непроверенный бизнес и не получают от франчайзера должной поддержки в его развитии. Такой бизнес, как правило, не имеет успеха.
Администрация интернет-каталога ФРАНШИЗА-Инфо рекомендует предпринимателям очень тщательно относиться к выбору франшизы.